Типы жал для паяльников Практическая электроника

Типы жал для паяльников Практическая электроника

В этой статье мы разберемся, какие типы жал бывают у паяльника.

Виды жал для паяльников

Жало для паяльника бывает в основном двух видов: это медные жала, которыми паяют еще ветераны электроники

и съемные жала с никелевым покрытием, которыми паяет молодежь и все те, кто понял преимущество таких жал

Для жал с никелевым покрытием требуется свой паяльник, с регулировкой температуры и с возможностью разборки паяльника. В основном такие паяльники устанавливаются на паяльную станцию, например, Lukey 702.

Виды никелевых жал

У меня в комплектации вот такие жала с никелевым покрытием:

  1. Жало-игла. Честно говоря, полная лажа. Как только притрагиваешься к припою, жало резко остывает и потом уже перестает греть припой. Поэтому, такое жало подойдет только для очень мелких ювелирных работ.
  2. Жало-лопатка. Используется для отпаивания и припаивания крупногабаритных радиоэлементов. Физический смысл заключается в том, что быстро прогревает всю деталь не остывая, потому как обладает большим объемом по сравнению с другими жалами.
  3. Жало-капля. Очень удобен для переноса капельки припоя на своем кончике, что в свою очередь повышает качество пайки и запаиваемых радиокомпонентов.
  4. Изогнутое жало. Очень удобен при демонтаже радиокомпонентов в паре с медной оплеткой для снятия лишнего припоя с платы. Удобен также и для пайки.
  5. Обычное жало. Очень универсальное жало. Сочетает в себе все жала, поэтому считается самым ходовым 🙂

Как поменять жало?

Белая палочка, торчащая из ручки паяльника – это нагревательный элемент. Именно он греет жало паяльника.

После разборки паяльника убираем жало и ставим другое. Собираем в обратной последовательности.

Как правильно выставить температуру паяльника

Для того, чтобы правильно выставить температуру паяльника, берем припой и касаемся им жалом паяльника. Повышаем температуру на паяльной станции и смотрим, когда припой начнет плавиться и будет держаться на кончике паяльника. Ловим этот момент и прекращаем повышение температуры паяльной станции.

Не путайте плавление припоя с его размягчением. Когда припой становится как каша, это значит, что температура паяльника еще маловата. Надо еще чуток добавить. На разных паяльных станция индикация температуры разная. Я, например, выставляю на своей станции температуру порядка 360-370 градусов. Некоторые электронщики выставляют температуру 330-340, а кто-то даже 300. Это говорит о том, что датчик температуры паяльника у каждой паяльной станции разный. Больше всего врут по температуре китайские дешевые паяльные станции, типа Lukey. Но, немного отходя от темы, скажу что эти паяльные станции очень хорошо себя зарекомендовали, особенно Lukey 702.

Заключение

В заключении скажу еще пару слов о жалах паяльника с никелевым покрытием. За ними, как и за всей аппаратурой, требуется уход. Ни в коем случае не чистите наждаком или напильником такие жала! Это приведет к тому, что вы сдерете рабочий слой, жало будет у вас выгорать и припой не будет к нему липнуть. Я раньше про это не знал и загубил одно жало 🙁 . Не допускайте перекала жала при пайке. Поглядывайте на его цвет. Рабочая область жала должна блестеть оловянно-свинцовым цветом. Если увидите фиолетово-синий цвет, снизьте температуру на паяльной станции. Желательно по окончанию пайки оставить жирную каплю припоя на таком жале и уже после этого выключать паяльник.

Никогда не подносите раскалённое жало к кабелю питания , иначе можете получить удар электрическим током . Следите , чтобы шнур питания всегда был в исправном состоянии и никогда не оставляйте раскалённый инструмент без присмотра лежащим не на подставке , а на столе . Паяйте с умом !

Где купить жало для паяльника

Дешевле всего приобрести эти жала можно на Алиэкспрессе по этой ссылке:

А есть также и медные. Они лучше с точки зрения пайки, так как теплопроводность меди очень высокая. Единственный минус – такие жала обгорают и в конце концов теряют свою первоначальную форму

Читайте также:  Самые быстрые машины в мире на 2020 год топ-10 мощнейших серийных моделей спорткаров, которые устано

Глянуть медные жала можете по этой ссылке.

Очень информативно про жала для паяльника описано в этой статье.

Критерии выбора паяльника для пайки и ремонта техники

Качество пайки зависит не только от хорошего припоя и флюса, но и от надежного паяльника. Выбор первого паяльника для начинающего радиолюбителя может как добавить энтузиазм к изучению электроники, так и убавить. Нужно тщательно разобраться в требованиях к паяльникам на 2020 год. Чем можно паять, а какие паяльники морально устарели и не справляются со своими функциями.

Паяльники с медными жалами и без регуляторов температуры

Обычно такие паяльники называют советскими. И под этим подразумевают, что паяльник выполнен с деревянной ручкой, нихромовым нагревателем и медным жалом.

Такие паяльники уже морально устарели. Да, они и сейчас выпускаются, но это объясняется их дешевизной и простой сборкой.

В настоящее время выпускаются немного усовершенствованные паяльники такого типа, но они недалеко ушли от своего предка. Все те же медные жала, все та же простая конструкция.

Медные жала для таких паяльников отличаются скудным разнообразием. Обычно это конусы и плоские жала.

Чем же плохи такие медные жала:

  • Они выгорают;
  • Такой тип жал плохо регулирует температуру из-за особенностей своей конструкции;
  • Такими огромными жалами тяжело паять современные платы, где есть SMD компоненты.

Эти паяльники дешевые, надежные и простые. Можно паять провода, трубы (паяльниками большой мощности), DIP радиодетали, но не более того. Для тонкой работы такой вариант не годится. Современная электроника намного сложнее, поэтому и требования к монтажу и паяльникам изменились.

Требования к современным паяльникам на 2020 год

Если вы собираетесь паять платы, ремонтировать электронику, то от паяльника требуется:

  • Наличие терморегулятора (регулировки температуры);
  • Разные жала по форме и размерам;
  • Хорошие характеристики по стабильности температуры на жале.

В настоящее время не все паяльники соответствуют представленным требованиям. Разберем популярные паяльники среди радиолюбителей и электронщиков.

Паяльники с жалами Hakko

Эти паяльники, как правило, выпускаются с простым тиристорным регулятором температуры.

Пр сравнению с предыдущим паяльником, у этого выбор жал намного богаче.


Такие жала называют типа Hakko 936. И на Alixepress продаются паяльники с такими жалами, хотя чаще всего с компанией Hakko представленная продукция не имеет ничего общего.

Это вечные жала. Такие жала способны прослужить долгое время, в отличие от медных, но они требуют особого ухода. Их нельзя чистить наждачной или лезвием, нежелательно паять кислотой.


По сравнению с классическим медным жалом, Hakko 936 полое. Не нужно тратить много времени и энергии для разогрева. Да и температура регулируется лучше и быстрее.

Но и тут не обошлось без проблем. Представленный выше паяльник обладает самым простым тиристорным регулятором. Он не может качественно и быстро регулировать температуру паяльника. И к тому же. такие паяльники имеют большой разброс по температуре. Например, вы выставили 300 ℃, а по факту на жале 360 ℃. Это недопустимо.
Поэтому, разберем еще одного представителя такого типа паяльников.

Это паяльник от станции Lukey 702.


У него регулировка температуры идет за счет микроконтроллера станции в блоке управления.

В целом, температура регулируется лучше по сравнению с предыдущим паяльником, но теперь главная проблема в конструкции.

И у того паяльника и у этого температура неравномерно распределяется по жалу. Она может быть реальна по центру жала, но не на всей площади. Это огромная проблема и недостаток конструкции. И этот недостаток мешает всей пайке. Начинают слипаться контакты, плохо лудятся провода.

Конечно, есть доработки таких паяльников. Например, можно поставить керамический нагреватель вместо нихромового. Однако это даст небольшой эффект.

Вся проблема в воздушной прослойке между жалом и нагревателем. Она плохо передает температуру от нагревателя к жалу. И некоторые радиолюбители засыпают это пространство песком, чтобы температура лучше распределялась по жалу.

И это тоже не решение проблемы. Как тогда менять жала? Каждый раз засыпать песок в жало? Это не выход.

Медные жала снова в строю

Есть выход из этой ситуации. Это медные жала. Да, они выгорают, они не долговечны, однако на их поверхности температура распределяется намного лучше, чем у вечных жал.

Еще один способ поддерживать температуру во время пайки с такими паяльниками — это использование верхнего подогрева.

С помощью паяльного фена можно подогревать поверхность на 100 ℃, тем самым стабилизируя температуру пайки и поверхности платы.

Читайте также:  Аккумулятор Варта Как Снять Крышку ~

Такими паяльниками можно паять детали, платы, но это не лучший выбор для новичков. С таким инструментом придется долго учиться, понимать процессы пайки и тратить много время на обучение.

Лучший паяльник для радиолюбителей

Самое лучший вариант для начинающих — это T12. Это скорее больше паяльная станция, чем отдельный паяльник. И тем не менее, он в разы лучше всех вышеперечисленных представителей.

Его главное преимущество — это конструкция жала. Точнее это не жала, а картриджи. Почему так? Дело в том, что жала T12 — это и нагреватель и термопара и жало, они все собраны вместе в один корпус. И благодаря этому нагрев и поддержка температуры значительно лучше, чем у других паяльников.

Но с другой стороны, такие жала намного дороже, чем те же Hakko 936. 1 жало T12 может стоить как 8 жал Hakko 936.

Да и у T12 набор жал достаточно велик. Есть различные конструкции и формы, которые помогают упростить пайку. Их выпускают разные производители, поэтому ценник может различаться.

И кстати, цена на T12 тоже может быть разной. Вы можете купить как полноценный набор, так и самодельный.

А еще можно сделать такую станцию полностью с нуля своими руками.

Так что, T12 — это идеальный выбор для начинающих. Хорошо держит температуру, огромный выбор жал. Да и кстати, по цене T12 не сильно далеко от паяльников Hakko 936 и им подобным.

Конечно, T12 не конкурент паяльнику JBC, но за свои деньги, это лучшее решение из всех представленных.

Важные характеристики паяльного жала

Даже такое простое приспособление, каким является бытовой паяльник, имеет составные части, каждая из которых выполняет свою, строго определённую функцию.

Вот почему при изучении устройства этого изделия говорят про набор жал для паяльника, которые практически всегда (за исключением редких случаев) делаются съёмными.

Необходимость в смене жала вызвана не только механическим износом, но и необходимостью подбирать подходящую для конкретных условий работы толщину и форму наконечника.

Виды жала

Сменные жала паяльника, отличающиеся материалом, формой, покрытием и толщиной, способны рассеивать различную по величине мощность, что очень важно при выборе подходящего для работы изделия. Особое значение имеет материал и форма наконечника.

По типу используемого при изготовлении материала все жала паяльников делятся на медные, и медные со стальным, никелевым или хромовым покрытием.

По форме наконечника – на заострённые, изогнутые, в виде конуса или со срезом. Изогнутым жалом удобно проводить демонтаж деталей с платы, снимать лишний припой.

От формы и материала наконечника зависят такие важные характеристики, как:

  • теплопроводность, определяющая количество тепла, передаваемого паяльным жалом в рабочую зону;
  • способность к накапливанию энергии на участке пайки, определяющая возможности качественного прогрева рабочей зоны;
  • износостойкость и устойчивость используемого наконечника к окислению.

Даже сравнительно тонкая окисная плёнка, образующаяся на поверхности съёмного элемента, заметно снижает его способность к эффективной передаче энергии тепла в зону пайки.

Наиболее подходящий для жала паяльника материал – это, конечно же, чистая медь, а также известные сплавы, изготавливаемые на её основе. С точки зрения теплопроводности медное съёмное жало намного предпочтительнее, чем стальное.

Однако и оно не лишено определённых недостатков, проявляющихся в низкой износостойкости материала и его подверженности коррозии. Поэтому на него наносят стальное или никелевое покрытие, при этом теплопроводность изделия меняется.

Подстраиваясь под потребности рынка, многие производители освоили выпуск широкого ассортимента наконечников, так что приобрести подходящий стержень для паяльника не составляет особого труда.

Помимо рассмотренных выше технических характеристик и свойств паяльных наконечников большое значение также придаётся такому параметру, как их размеры.

Толщина наконечника

Этот параметр является определяющим в тех случаях, когда электрический паяльник используется для работы с массивными изделиями (с отдачей в зону пайки больших количеств тепловой энергии).

В противоположность этому паяльники с тонким жалом и различной формой наконечника, как правило, используются при работе с мелкими электронными деталями и тонкими проводниками. Они также востребованы при изготовлении ювелирных украшений, предполагающем филигранные методы обработки изделий.

Читайте также:  Фольксваген Жук Битл (2016-2017) - фото, цена, характеристики нового Volkswagen Beetle 3 в России

Этот параметр универсален и может относиться как к жалам паяльника из любого материала. При этом его влияние на показатели теплопроводности для указанных вариантов исполнения различно.

В тех случаях, когда требуется значительное увеличение тепловой отдачи – предпочтение обычно отдаётся жалам из чистой меди.

Наличие защитного покрытия

Основной недостаток медных изделий (быстрое разрушение в процессе пайки) может быть нивелирован за счёт нанесения на их поверхность специального защитного покрытия. Таким способом некоторые любители пытаются получить так называемое «долговечное жало» для паяльника.

Одним из наиболее эффективных способов защиты является использование покрытий на основе серебра, обеспечивающих прекрасные показатели теплопроводности.

Естественно, что такие жала имеют и соответствующую цену, но зато они очень практичны в работе, поскольку хорошо «смачиваются» припоем. Однако высокая стоимость покрытий ограничивает возможности применения таких жал в быту; к тому же, серебряное покрытие довольно быстро выгорает в условиях повышенных температур.

Производителями разработан компромиссный вариант, позволяющий объединить в одном изделии всё лучшее из рассмотренных решений. Они покрывают защитным слоем никеля только основание жала паяльника, не задевая его рабочего наконечника, который защищается более надёжным и дорогим материалом, обладающим хорошей адгезией.

Изготавливают также паяльниками с керамическим нагревателем и специальным необгораемым жалом, которое требует особого бережного обращения. В некоторых случаях покрытие может быть многослойным, состоящим из сплавов металлов.

Самодельный наконечник для usb модели

Выбор жала для работы с паяльником, питающимся от usb-разъёма, определяется величиной потребляемой от источника мощности, которая ограничена применяемым напряжением (не более 5-ти Вольт). В этом случае потребуется очень тонкое жало для паяльника, изготовленное своими руками в домашних условиях.

При наличии старого покупного изделия можно воспользоваться прикладываемым к комплекту запасным наконечником.

Самостоятельно сделать жало для такого паяльника может практически любой мастер, обладающий минимумом навыков слесарных работ. Для его изготовления необходимо взять медный пруток диаметром не более 3-х мм и отрезать от него заготовку нужной длины.

После этого следует заточить один из её концов, что называется «под себя», то есть таким образом, чтобы было удобно паять им элементы схем, с которыми предстоит работать. Второй конец самодельного жала подгоняется по толщине под посадочное отверстие в паяльнике или же на нём делается резьба соответствующего размера.

Защитная обработка

Основной недостаток паяльников с медным жалом заключается в мягкости и невысокой термостойкости самого исходного материала – меди.

При рабочих температурах поверхность усиленно окисляется и начинает разрушаться слой за слоем. Периодическая очистка жала обычными методами (шкуркой или напильником) лишь отдаляет сроки разрушения и не обеспечивает требуемой сохранности материала.

Единственным способом продления службы этой части паяльника – механическая обработка поверхности, заключающаяся в её защитном лужении (под термином «лужение» понимается покрытие поверхности тонким слоем припоя).

Для того чтобы правильно залудить установленное в паяльник жало, необходимо проделать следующие операции:

  1. Сначала его протирают влажной тряпочкой или губкой, после чего паяльный прибор включается в сеть.
  2. После того, как жало прогреется до рабочей температуры, следует зачистить остриё и большую часть основания мелким надфилем.
  3. Затем необходимо будет погрузить конец жала в баночку с канифолью и приложить сверху небольшой кусочек мягкого припоя.

По завершении этой операции олово равномерно растечётся по рабочей поверхности наконечника.

Существует другой способ лужения и очистки поверхности от нагара, согласно которому разогретое жало с усилием протирается несколько раз по деревянной поставке с остатками флюса и припоя.

Без предварительного лужения недавно купленного жала приступать к пайке не имеет смысла, поскольку припой попросту не будет «смачивать» его поверхность.

Ещё одна серьезная проблема, нередко возникающая при работе с паяльником и приводящая к разрушению наконечника – коррозия поверхности из-за агрессивного воздействия флюсов.

В соединении с высокой температурой это приводит к образованию глубоких раковин и бороздок, для удаления которых потребуется дополнительная шлифовка. В результате шлифовки рабочие размеры наконечника заметно уменьшаются, так что со временем его приходится заменять новым жалом.

Несмотря на все указанные сложности при правильном обращении с паяльником и своевременном уходе за его рабочей частью можно обеспечить нормальные условия эксплуатации этого прибора.

А наличие под рукой целого комплекта дополнительных наконечников значительно облегчит проведение всех выполняемых при пайке операций.

Ссылка на основную публикацию
Техобслуживание автомобиля
Техническое обслуживание автомобиля Чтобы автомобиль не доставлял лишних проблем, необходимо регулярное проведение технического обслуживания. Контроль за состоянием машины позволит вовремя...
Технические характеристики Шевроле Камаро (Chevrolet Camaro) годов выпуска; Про авто и мото
Новый Шевроле Камаро 2016-2017 комплектация, фото, характеристики и цена Chevrolet Camaro 6 Автофак Дебют нового Chevrolet Camaro 2016-2017 модельного года...
Технические характеристики Шевроле Нива
Технические характеристики Шевроле Нива - двигатель 1 Компактный внедорожник Шевроле Нива выпускается с 2002 года на мощностях совместного предприятия GM-АВТОВАЗ...
Техобслуживание Вольво; калькулятор, быстрый расчет стоимости ТО
Ремонт двигателей Volvo XC70 (Вольво ХС70) в МСК Капитальный, диагностика, обслуживание, цены, стои Бесплатная проверка по 54 параметрам Гарантия 1...
Adblock detector