Типы автомобилей — Энциклопедия журнала За рулем
Огромное количество моделей и конструкций современных автомобилей может быть подразделено на определенные типы (или классы). Наиболее общая классификация транспортных средств (ТС) связана с их назначением. Данная классификация приведена в Международном стандарте ИСО 3833.
Типы дорожных транспортных средств:
а — легковой автомобиль;
б — грузовой автомобиль;
в — автобус;
г — мотоцикл;
д — прицеп;
е — полуприцеп
Весь парк дорожных ТС подразделяется на механические ТС (ТС с двигателем) и буксируемые ТС (прицепы и полуприцепы). Механическое ТС, буксирующее прицеп или полуприцеп, называется автопоездом. По назначению ТС подразделяются на:
— легковые автомобили (а) — механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки людей и их багажа, в которых размещается не более девяти посадочных мест, включая место водителя;
— грузовые автомобили (б) — механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки грузов или специального оборудования;
— автобусы и троллейбусы (в) — механические ТС, предназначенные для перевозки людей и их багажа, в которых размещается более девяти посадочных мест, включая место водителя;
— мототранспортные средства (г) — механические ТС, имеющие два, три, иногда четыре колеса (квадрициклы), снаряженная масса которых не превышает 400 кг и предназначенные для перевозки людей;
— прицепы (д) — буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых лишь незначительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль;
— полуприцепы (е) — буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых значительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль. В качестве буксирующего автомобиля в данном случае применяется специальный автомобиль, предназначенный исключительно для буксировки полуприцепа — седельный тягач.
Для каждого из приведенных крупных типов транспортных средств имеется более подробная классификация по различным признакам. Так, легковые автомобили могут подразделяться по назначению (индивидуального пользования, такси, оперативных служб, спортивные и т. д.); по рабочему объему двигателя; по габаритным размерам; по типу кузова (смотри главу Кузов).
Автобусы подразделяются по полной массе (до или свыше 5 т), по количеству мест для сидения (до 17 мест, включая водителя, — маломестные автобусы); по назначению (городские, пригородные, междугородние). Отдельную группу образуют троллейбусы — пассажирские ТС, приводимые в движение электроэнергией, поступающей по проводам.
Грузовые автомобили:
а — универсальные;
б — специализированные;
в — специальные
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы по назначению могут быть универсальными (обычно в качестве грузового кузова используется открытая бортовая платформа, иногда со съемным тентом), специализированными (кузов приспособлен для перевозки определенных видов грузов или имеются устройства самопогрузки-саморазгрузки), специальными (перевозится специальное технологическое оборудование). Имеется класс грузовых автомобилей, предназначенных исключительно для буксировки прицепного состава: седельные тягачи для полуприцепов, балластные тягачи для тяжелых прицепов.
Преимущества и недостатки разных компоновок
С позиций влияния конструкции транспортного средства на его свойства важное значение имеет компоновка автомобиля — взаимное расположение основных систем автомобиля (двигателя, трансмиссии, движителя, систем управления, несущей системы, кузова).
Для легковых автомобилей в большинстве случаев применяется кузов, выполняющий функции несущей системы (несущий кузов), что уменьшает массу и обеспечивает достаточную свободу для расположения прочих систем автомобиля.
Компоновки легковых автомобилей
Компоновки автобусов
Компоновки грузовых автомобилей
Таблица.
Классификация дорожных транспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН
Классификация автобусов
Назначение автобуса определяется количеством вмещаемых пассажиров и при этом автобусы с одинаковыми параметрами по массе и габариту количество пассажиров может отличаться. Например, если сравнить автобусы для городских и туристических перевозок, то первый вмещает больше пассажиров, а последний предназначается для более комфортных поездок.
Классификация по предназначению
- Городские, это автобусы, которые предназначены для эксплуатации в городском режиме общественного транспорта. Такой режим предусматривает частые остановки с обслуживанием большого количества пассажиров, поэтому у автобуса должны быть широкие проходы и двери, поручни и накопительные площадки для стоячих пассажиров.
Городской ЛиАЗ-5256. Фото ГАЗ
- Междугородные, это автобусы для осуществления перевозок пассажиров на дальние расстояния, поэтому у таких автобусов должны быть кресла с откидывающимися спинками, большим объемом багажного отделения с местами для ручной клади.
- Спальные автобусы, это модификация междугородных машин оснащенных спальными местами.
- Автобусы пригородные отличаются от городских редкими остановками, а от междугородных небольшим расстоянием перевозок. В таких автобусах отсутствуют, обычно, накопительные площадки и поручни для пассажиров.
Автобус МАЗ-231 для пригородно-междугородних перевозок. Фото МАЗ
- Аэродромные или перронные автобусы предназначаются для доставки пассажиров к самолету.
- Школьные, это автобусы, которые предназначены для перевозки детей. У таких автобусов должны быть технические средства для обеспечения безопасной перевозки детей: ремни безопасности, специальные световые и звуковые сигналы. Кроме того у таких автобусов должны быть низкие подножки, поручни на небольшой высоте, полки для ручной клади.
- Экскурсионные, это автобусы для обслуживания экскурсий.
- Туристические, во многом сходы с экскурсионными, но есть и отличия. Подробнее о них смотрите по ссылке.
- Вахтовые или экспедиционные, это автобусы для перевозки рабочих на место проведения ремонтных, строительных и других работ.
- Вездеходы, это автобусы для транспортировки людей в сложных дорожных условиях.
- Грузопассажирские, это автобусы для перевозки грузов и пассажиров.
- Автобусы связи (почтовые), предназначены для почтовых перевозок.
- Ритуальные, это автобусы, которые предназначены для обслуживания похоронных процессий.
- Клубные (пати басы), это автобусы предназначенные для служебных целей.
- Подземные, эти автобусы обслуживают шахтные нужды.
- Автобусы специального назначения.
Грузопассажирский автобус КАвЗ-3278 с крано-манипуляторной установкой
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
- Все статьи (карта сайта)
- Главная
- Обратная связь
3.Классификация пассажирских автотранспортных средств
Пассажирские автомобили подразделяются на легковые и автобусы.
К легковым относятся автомобили, полная масса которых не превышает 3500 кг и число мест сидений которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
К автобусам относятся автомобили, имеющие более 8 мест для сидений, помимо сиденья водителя.
1. Легковые автомобили
Легковые автомобили по условиям движения подразделяются на дорожные и повышенной проходимости.
Дорожные автомобили предназначены для движения по дорогам с усовершенствованным типом покрытий, они имеют колесную формулу 4×2.
Автомобили повышенной проходимости имеют колесную формулу 4×4 и предназначены для движения по неблагоустроенным дорогам и бездорожью.
По компоновке агрегатов легковые автомобили изготавливаются по классической, переднеприводной и заднеприводной схемам.
Классическая схема предусматривает расположение двигателя в передней части автомобиля, ведущие колеса – задние.
У переднеприводных автомобилей передние колеса являются ведущими и управляемыми, двигатель расположен спереди.
У заднеприводного автомобиля двигатель и ведущие колеса находятся в задней части автомобиля.
По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на 4 класса (таблица 3).
Класс | Рабочий объем цилиндров двигателя, л | Обозначение автомобиля (базовый индекс) |
Особо малый | до 1,2 | 11 |
Малый | от 1,2 до 1,8 | 21 |
Средний | от 1,8 до 3,5 | 31 |
Большой (высший) | свыше 3,5 | 41 |
Обозначение легковых автомобилей: буквы – краткое наименование завода-изготовителя; первые 2 цифры индекса — класс автомобиля в зависимости от рабочего объема двигателя (таблица 3); вторые 2 цифры обозначают модель автомобиля.
Пример. Легковой автомобиль ГАЗ-3110. Относится по объему двигателя к среднему классу, первые 2 цифры – 31. Вторые 2 цифры (10) — модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем).
Автобусы классифицируются по конструкции, габаритной длине в метрах и назначению.
По конструкции автобусы подразделяются на одиночные и сочлененные; на рамные (на шасси грузовых автомобилей) и безрамные, у которых кузов выполняется с несущим основанием; на двухосные и трехосные; по расположению двигателя – с передней или задней его компоновкой.
По габаритной длине в метрах автобусы подразделяются на 5 классов (таблица 4).
Класс автобуса | Габаритная длина, м | Обозначение автобуса(базовый индекс) |
Особо малый | до 6,0 | 22 |
Малый | св. 6,0 до 8,0 | 32 |
Средний | св. 8,0 до 10,0 | 42 |
Большой | св. 10,0 до 12,0 | 52 |
Особо большой | до 18,0 | 62 |
По назначению автобусы подразделяются на городские, пригородные, сельские, междугородные, вахтовые.Обозначение автобусов аналогично обозначениям других автомобилей. Базовый индекс (первые 2 цифры обозначения) приведены в таблице 4.