Справочник по смазочным материалам

Справочник по смазочным материалам

Классификация смазок

В России выпускается более 100 видов смазок. В бывшем СССР до 1979 года наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название, другие номер, третьи — обозначение создавшего их учреждения. В 1979 году был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения: По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Наибольшее применение пластичные смазки получили в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых, винтовых и цепных передачах, многожильных тросах. Наиболее существенными, влияющими на эффективность применения пластичных смазок, являются следующие факторы:

  • особенности узлов трения и условия и условия эксплуатации смазок — температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;
  • совместимость смазок с конструктивными материалами;
  • совместимость смазок друг с другом при их возможном смешивании.

Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем -дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.

По составу смазки разделяют на четыре группы.

  • Мыльные смазки, для получения которых в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых кислот (мыла). В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на обычные и комплексные (кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и натриевые. В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево — кальциевые, натриево — кальциевые и др.: первым указан катион мыла, доля которого в загустителе большая). Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла — радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла — радикал природных жирных кислот), например, синтетические или жировые солидолы.
  • Неорганические смазки, для получения которых в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые, бентонитовые, графитные, асбестовые и другие смазки.
  • Органические смазки, для получения которых используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки.
  • Углеводородные смазки, для получения которых в качестве загустителей используют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, различные природные и синтетические воски).

В зависимости от типа их дисперсионной среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах. По области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на:

  • Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей);
  • Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации)
  • Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем)
  • Канатные (предотвращение износа и коррозии стальных канатов).

Антифрикционные смазки

К антифрикционным смазкам общего назначения относят солидолы — наиболее дешевые пластичные смазки. Они водостойкие, хорошо защищают металлы от коррозии, имеют достаточно хорошие противоизносные свойства. У них, однако, низкие температуры плавления и механическая стабильность При температурах выше 60 — 70°С используются Na и Са- смазки. В настоящее время их выпуск сокращается в связи с применением в большинстве узлов трения многоцелевых смазок.

Смазки общего назначения

Солидол С

Область применения; относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые и т.п. Хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность (Тр= -30…+65С)

Солидол Ж

Область применения; смазывание узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов (Тр= -25…+65С)

Читайте также:  Давление в расширительном бачке для закрытой системы отопления

Графитин

Область применения; тяжело — нагруженные тихоходные механизмы-рессоры, подвески тракторов и гусеничных машин, открытые шестереночные передачи, резьбовые соединения и др. (Тр= -20…+60С)

Графитная Ж

Предназначена для смазывания грубых тяжело — нагруженных механизмов ( открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор и др. ). Допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах. Смазка работоспособна при температурном интервале применения от -20 до 60°С.

Смазки общего назначения для повышенных температур

Смазка 1-13

Смазывание узлов трения качения и скольжения механизмов и машин. Применяется для подшипников электродвигателей, ступиц колес автомобилей и др.

Консталин

Область применения; смазывание узлов терния вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и др. Водостойкость низкая. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Литин-2

Применяется для смазывая игольчатых подшипников карданных шарнирах и других узлов автомобилей. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Многоцелевые

Многоцелевые смазки можно применять в различных узлах трения (подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных. передачах и т. п.), рассчитанных на использование пластичных смазок. Они во всех случаях могут служить заменой смазок общего назначения и в большинстве узлов трения — смазок общего назначения для повышенных температур. Эти смазки водостойки и работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок, имеют хорошие защитные свойства. Многоцелевые смазки не предназначены для замены морозостойких, термостойких, приборных и других специализированных смазок. В шариковых и роликовых подшипниках допустимо использование пластичных однотипных многоцелевых антифрикционных смазок (Литол-24, ШРУС-4М). Применение указанных типов смазок позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Литол-24, Литол-24 РК

Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до 120°С (допускается кратковременный нагрев до 130°С ).

Литол-24М

Область применения; узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения(Тр= -40…+120С). Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения. Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Фиол — 1

Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром

  • Производство
  • Качество ОТК
  • Сотрудничество
  • Доставка
  • Закупки
  • Продукция
    • ВНИИСМ 98
    • ВНИИСМ 181
    • ВНИИСМ 221
    • ВНИИСМ 222
    • ВНИИСМ 207
    • ВНИИСМ 301
    • ВНИИСМ 400
    • ВНИИНП 207
    • ВНИИНП 232
    • ВНИИНП 279
    • ВНИИНП 282
    • ЦИАТИМ 201
    • ЦИАТИМ 203
    • ЦИАТИМ 221
    • ЛИТОЛ 24
  • Партнеры
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Статьи
  • Библиотека
    • Справочники
    • Мифы про смазочные материалы
  • Контакты
  • Всероссийский Научно-Исследовательский Институт
    Смазочных Материалов

    195197, г.Санкт-Петербург, ул.Минеральная
    Дом: 13 литер “К”

    Смазка «Фиол». Характеристики

    Когда в 70-х годах в СССР развернулось производство лицензионных легковых автомобилей ВАЗ, параллельно решался вопрос и об обеспечении этих машин необходимыми продуктами автохимии. В частности, заправку консистентными смазками вначале проводили оригинальными составами Jota-1, Jota-2 и Jota-3. Затем было признано целесообразным перейти на отечественную продукцию. Так появилась линейка пластичных смазок Фиол, название которых указывает на родство с соответствующими итальянскими аналогами (Фиол – от Fiat и olive).

    Общие особенности смазок Фиол

    Нюансы в составах линеек Фиол и Jota нелегко обнаружить даже специалисту, но это и не важно: основные компоненты там и там практически совпадают, некоторая разница имеется лишь в технологиях производства составляющих. Характерными чертами пластичных смазок Фиол являются:

    1. Присутствие дисульфида молибдена как противозадирного компонента смазки.
    2. Сниженный процент загустителя: это снижает мускульные усилия водителя для управления автомобилем.
    3. Адаптированность под конструкции легковых автомобилей с точки зрения допускаемых нагрузок, предела прочности на срез и т. д.
    4. Удобство применения при использовании шприцев, в частности, малые колебания вязкости при изменении внешней температуры.

    Взаимозаменяемость минеральных смазок Фиол с другими отечественными продуктами аналогичного назначения ограничена.Например, в некоторых руководствах допускается замена рассматриваемой смазки на такой аналог как Литол-24.

    Фиол-1

    Консистентная смазка, производство которой ведётся в соответствии с требованиями ТУ 38.УССР 201247—80. Продукт марки Фиол-1 характеризуется повышенной пластичностью, и неплохо противостоит пониженным температурам (правда, и несущая способность у него меньше, чем у других смазок этой линейки).

    • Род загустителя – литиевое мыло.
    • Применяется для температур -40 ° С …+120 ° С.
    • Разжижение (соответственно ГОСТ 6793-74) наступает при 185 ° С.
    • Параметр кинематической вязкости, Па·с – 200.
    • Сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не меньше – 200.
    Читайте также:  Дизель или бензин - плюсы и минусы

    Применение смазки Фиол-1 рекомендовано для таких автомобильных узлов как управляющие тросы малого (до 5 мм) диаметра, нижние центральные шарниры рулевого управления, трансмиссионные валы.

    Фиол-2У

    Универсальная консистентная смазка, производится в соответствии с требованиями ТУ 38 101233—75. Характеризуется повышенным процентным содержанием дисульфида молибдена, что увеличивает противоизносные свойства продукта без ущерба для прочих параметров, которые составляют:

    • Загуститель – металлическое мыло на основе литиевых солей.
    • Область применения: -40 ° С …+120 ° С.
    • Граница разжижения (по ГОСТ 6793-74) соответствует 190°С.
    • Значение вязкости, Па·с – 150.
    • Удельное сопротивление сдвигу внутренних слоёв, Па, не ниже – 300.

    Повышенное содержание MoS2 ускоряет приработку подшипниковых пар. Фиол-2У эффективна также для других узлов трения, испытывающих средние нагрузки.

    Фиол-3

    Технология производства и свойства смазки Фиол-3 должны соответствовать нормам ТУ 38.УССР 201324—76:

    • Тип загустителя – высокомолекулярное мыло из солей лития.
    • Сфера использования: -40 º С …+120 ° С.
    • Начало разжижения (по ГОСТ 6793-74) – не ниже 180 ° С;
    • Удельное сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не менее – 250.

    Пластичная смазка Фиол-3 используется для применения в узлах трения транспортных механизмов, нагрузки на которые не превышают 200 Па.

    Нормативный ряд консистентных смазок Фиол отвечает условиям N.L.G.I. (нормы Американского института смазочных материалов).

    Что такое Литол-24? Чем отличается от Солидола и чем можно заменить?

    Среди пластичных смазок широкое распространение получили литиевые – литолы. Их стандартной рецептуре несколько десятилетий, автопром за эти годы изменился существенно, в отличие от технологии производства густой «классики». Чем хорош литол и применим ли в современных авто? Давайте разбираться.

    1. Что такое Литол?
    2. Внешний вид и цвет
    3. Консистенция
    4. Состав смазки
    5. Стандарты и ГОСТы
    6. Спецификации
    7. Допуски
    8. Основные свойства
    9. Технические характеристики смазки
    10. Классификация Литолов
    11. ЦИАТИМ-201
    12. ЦИАТИМ-202
    13. ЦИАТИМ-203
    14. Литол-24
    15. В чем их отличие
    16. Область применения Литол-24
    17. Особенности применения
    18. Где применяют Литол?
    19. Где еще можно применить?
    20. Какой расход Литола?
    21. Инструменты для использования
    22. Преимущества и недостатки
    23. Плюсы
    24. Минусы
    25. Почему смазка Литол-24 популярна у водителей?
    26. Список надежных производителей
    27. Формы выпуска и артикулы
    28. Сроки и способы хранения
    29. Меры предосторожности
    30. Аналоги и конкуренты
    31. Аэрозольные литиевые смазки
    32. WD-40 SPECIALIST
    33. Чем заменить Литол?
    34. Зачем заменять Литол?
    35. Заключение

    Что такое Литол?

    Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.

    Внешний вид и цвет

    Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.

    Нехарактерный цвет должен насторожить: либо перед вами не Литол, либо его состав не соответствует нормам.

    В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.

    Консистенция

    Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.

    Консистенция по ISO 2137 – полутвердая.

    Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.

    Состав смазки

    1. основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм 2 /с (при 50°С).
    2. база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
    3. в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).

    Стандарты и ГОСТы

    Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.

    Спецификации

    • NLGI – 3;
    • DIN 51 502 – K3K-40.

    Допуски

    • МВК Госстандарта РФ № 814/422;
    • OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.

    Основные свойства

    Смазка не содержит в составе воды и проявляет отличные влагостойкие и антикоррозийные свойства.

    Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.

    Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.

    Материал горюч! Вспыхивает в закрытом тигле при 183°С, в открытом – при 199°С. Температурные пределы воспламенения от 250°С до 364°С.

    Технические характеристики смазки

    Базовые параметры Литола по ГОСТ представлены в таблице.

    Читайте также:  Smart Fortwo Electric Drive 2017; Описание, Характеристики Smart Fortwo HEvCars
    Наименование Значение
    Коллоидная стабильность (% выделяемого масла), max 12%
    Испаряемость(t 120°С), max 6%
    Температура каплепадения, min 185°С
    Плотность (при температуре 15°С) 892 г/см3
    Число пенетрации (t 25°С) 220-260
    Динамическая вязкость(t-20/0/50°С при среднем градиенте скорости деформации 10/10/100 с-1) 650/280/8 Па·с
    Предел прочности (t 20/80°С) 500-1000/>200 Па
    Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, max 0,1%
    Массовая доля механических примесей, max 0,05%
    Нагрузка сваривания Рс, Н(кгс) 1410 (141)
    Критическая нагрузка Рк, Н(кгс) 630 (63)
    Индекс задира 28
    Изменение объема/твердости резины (марка26-44),% ±8

    Значения параметров продукта разных производителей могут отличаться.

    Классификация Литолов

    Семейство литолов представлено несколькими популярными марками ЦИАТИМ и Литол 24. Все смазки трехкомпонентные (база, загуститель, наполнитель), многоцелевого назначения.

    ЦИАТИМ-201

    Простейшая морозостойкая смазка на базе минерального масла со стеаратом лития и антиокислительной присадкой. Разрабатывалась для широкого применения. Стандарт ГОСТ 6267-74.

    ЦИАТИМ-202

    Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.

    ЦИАТИМ-203

    Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.

    Литол-24

    Всесезонная универсальная смазка на основе минеральных масел с возможной примесью синтетики, загущенной литиевым мылом, с вязкостной присадкой и антиоксидантом. Может заменить все перечисленные. Стандарт ГОСТ 21150-87 (21150-2017).

    В чем их отличие

    Несмотря на схожий состав литольных лубрикантов, их разновидности имеют существенные различия в эксплуатационных характеристиках:

    Марка Диапазон температур Механическая стабильность Коллоидная стабильность Предел прочности Другие особенности
    ЦИАТИМ-201 от -60°С
    до +90°С
    Низкая Низкая Низкий Морозостойкость, гигроскопичность, несовместимость с пластмассами и резиной
    ЦИАТИМ-202 от -50°С
    до +120°С
    Низкая Средняя Низкий Морозостойкость, водостойкость, гигроскопичность
    ЦИАТИМ-203 от -50°С
    до +90°С
    Средняя Высокая Низкий Морозостойкость, гигроскопичность, водостойкость, противозадирные свойства
    ЛИТОЛ-24 от -40°С
    до +120°С
    Высокая Высокая Высокий Термоустойчивость, гигроскопичность, водостойкость, антифрикционные и антикоррозийные свойства

    Продукты марки ЦИАТИМ ориентированы на суровые погодные условия или эксплуатацию зимой. Всесезонной можно назвать только смазку ЦИАТИМ-202, однако по механической и коллоидной стабильности она значительно уступает ЛИТОЛУ 24.

    Область применения Литол-24

    Основное назначение Литола – смазывание поверхностей и узлов трения с низкой и средней нагрузкой, а также с повышенной нагрузкой при малых оборотах: протяжных тросов, петель, подшипников, валов, осей, шлицевых соединений, ступиц, суппортов, шарниров.

    Особенности применения

    В эксплуатации продукта есть несколько важных ограничений:

    • Нельзя применять для смазывания ШРУСов.
    • Нельзя смешивать с силиконовыми смазками и составами на кальциевых загустителях.

    Распространено мнение о несовместимости Литола с алюминием и его сплавами, особенно во влажной среде. Официальных предостережений об этом нет, а бытовые опыты не подтверждают разрушительного воздействия.

    Где применяют Литол?

    Литол широко применяется в обслуживании легковых и грузовых автомобилей, гусеничного транспорта, специализированной сельскохозяйственной, дорожной и иной транспортной техники. Детали, подлежащие обработке этим ГСМ:

    • подшипники скольжения разных типов;
    • закрытые и открытые подшипники каченияходовой части, трансмиссии, подвески и навесного оборудования (ступицы, опоры, поворотные кулаки, полуоси, зубчатые и другие передачи, крестовины кардана заднего привода, муфты, помпы, генераторы и т.д.);
    • резьбовые и шарнирные соединения;
    • направляющие (стеклоподъемники, люк и т.д.);
    • малонагруженные исполнительные механизмы;
    • тросики, тяги и т.д.;
    • электрические колодки и разъемы, клеммы аккумулятора;
    • петли дверей и крышек.

    Где еще можно применить?

    Помимо автомобилестроения, Литол 24 используют при ремонте и обслуживании железнодорожного и воздушного транспорта, судов, отраслевой спецтехники, промышленных станков и механизмов, электротехники. На тематических форумах встречаются упоминания об использовании смазки для бытовых нужд (смазка для дверных и мебельных петель, электроинструмента).

    Какой расход Литола?

    Согласно методичке Минтранса России, нормативный расход пластичных смазок для легковых автомобилей он составляет 0,1 кг на каждые 100 л топлива.

    Более подробные рекомендации по отечественным авто до начала 90-х указывались в химмотологических картах. Например, в подшипник переднего колеса ВАЗ-2105 закладывается 65 г Литола, в шарниры рулевых тяг – по 15 г и т.д. Сейчас заводы-изготовители не обязаны составлять такие карты, и часто информации о расходе ГСМ нет.

    Сошедший с конвейера автомобиль ходит на заводских смазках до 30-40 тысяч км, для дальнейшей эксплуатации рекомендуют заменять их полностью или восполнять выработанный объем.

    Сколько Литола закладывать в подшипники, можно вычислить самостоятельно по формуле:

    где V – объем смазки (мл), D и B – внешний диаметр и высота (ширина) подшипника (см) соответственно.

    Ссылка на основную публикацию
    Сорта и классы дизельного топлива (дизеля) — Волгаресурс Волгаресурс
    Классы и сорта дизельного топлива - Газойл Центр В Европе в настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же...
    Советская мощь все автомобили с V8 из СССР — – автомобильный журнал
    Советская мощь все автомобили с V8 из СССР - – автомобильный журнал Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же...
    Советский автопром завод имени Ленинского Комсомола — — LiveJournal
    Место силы культурный центр; Москвич Как столичный культурный центр объединяет традиции прошлого с вызовами настоящего. Меняться, но сохранять традиции Культурный...
    Состав дизельного топлива химическая формула дизтоплива,мочевина для дизтоплива
    Дизельное топливо эксплуатация автомобильного транспорта Все статьи (карта сайта) Главная Обратная связь 4. Дизельное топливо. Свойства. Дизельное топливо. Свойства. Дизельные...
    Adblock detector