Смотровая яма в гараже своими руками

Смотровая яма в гараже своими руками размеры, подготовка материалов, технология строительства

Строительство смотровой ямы оправдано для каждого владельца автомобиля. Наличие ямы позволяет выполнять текущий ремонт, обслуживание, следить за состоянием подвески и ходовой части транспортного средства без лишних затрат. При планировании строительства конструкции, важно правильно подобрать размеры смотровой ямы в гараже, материалы для ее строительства, оценить объем работ и продумать гидроизоляцию стен. Работы по возведению конструкции можно выполнять как в процессе, так и после завершения постройки гаража. Главным достоинством строительства смотровой ямы для автомобиля является обеспечение автовладельцу более высокого уровня комфорта при выполнении обслуживания автомобиля.

Подготовка материалов

Для строительства смотрового помещения используется силикатный кирпич, бетонные блоки или монолитные железобетонные конструкции.

Совет! При выборе кирпича, стоит отдать предпочтение керамическим изделиям. Они не боятся влажности и обладают достаточной прочностью. Использование кирпича рекомендуется на сухих и плотных грунтах.

Стены выкладываются толщиной в кирпич или в полкирпича. При разных вариантах кладки толщина стен выходит от 12 до 25 см. Значение толщины понадобится при выполнении разметки котлована. Если в почве наблюдается высокий уровень грунтовых вод, для возведения стен лучше использовать армированный бетон или бетонные блоки. Не забудьте про вентиляцию! Если в наличие есть блоки другого типа, то им будет необходима качественная гидроизоляция, чтобы избежать рассыпания материала.

При неблагоприятных условиях грунта лучшим вариантом станет бетон. Для заливки стен применяется марка М250, а для пола – М200. Использование бетона ниже марки М250 может привести к деформации стен при нагрузках пучения. Для защиты от пучения можно сделать отмостку или выполнить армирование бетона. Бетонные стены обычно составляют от 15 см и требуют дополнительного усиления. Для получения запаса прочности применяется металлическая сетка или каркас из арматуры.

Что стоит учесть при выборе размеров смотровой ямы?

На выбор размеров смотровой ямы в гараже влияют не только габариты автомобиля, но и рост человека. Иногда требуется универсальная ширина смотровой ямы, особенно, когда автовладелец часто меняет свое транспортное средство. В этом случае, оптимальной шириной будет значение от 70 до 80 см, а глубина смотровой ямы в гараже должна соответствовать росту его хозяина.

При выборе расстояния углубления для ремонта легковой машины, к росту владельца гаража прибавляется около 15 см. Длина ямы подбирается по средней длине кузова с запасом на 70-80 см для обеспечения свободного входа и выхода из-под машины. К примеру, при длине транспортного средства в 3,5 м, длина ямы должна составлять не меньше, 4,2 м. При выборе размеров смотровой ямы для коммерческих целей, лучше руководствоваться специальными нормативными документами, в которых прописано какой должна быть конструкция, ее стандарты и правила эксплуатации.

Внимание! Возможно устройство проема Г-образной формы. Конечно, данное обстоятельство усложнит строительные работы, но работать будет гораздо удобнее. Выступ обычно используется для оборудования ступенек.

Строительство смотровой ямы

Смотровая яма является полуподвальным помещением, поэтому в нем должно предусматриваться полноценное освещение и вентиляция. После того, как выбран размер ямы в гараже и подготовлены материалы, можно приступать к строительству.

Важно! Во время монтажа опалубки должны быть предусмотрены ниши для проведения электрических проводов и размещения технических емкостей.

Этапы выполнения работ

1. Рытье котлована. Глубина и ширина выбирается с учетом бетонной стяжки;

2. Возведение каркаса предусматривает двойные бетонные стены, между которыми будет находиться гидроизоляционная прослойка (акваизол, бутилкаучук или другие гидрофобные материалы или мембраны). Полотна с водонепроницаемыми свойствами выстилаются в котлован с выпуском по 15 см с каждого края. Материалы, закрывающие канаву, соединяются внахлест и склеиваются с помощью двухстороннего скотча.

3. Внутренняя гидроизоляция. Этап подразумевает нанесение на все поверхности ямы обмазочного водонепроницаемого раствора. Рекомендуется обрабатывать поверхности в несколько слоев. Вместо обмазочной гидроизоляции допускается нанесение грунтовки глубокого проникновения. В результате нанесения растворов, гигроскопичность бетона значительно снижается.

4. Для укрепления краев устанавливается фиксирующий каркас, по периметру котлована укладывается стальная сетка в целях защиты стен от осыпания грунта. Также, выполняются работы по монтажу вентиляционной системы, устанавливаются две трубы: вытяжная и приточная;

5. Делается приямок, пол засыпается гравием и песком. Песок промачивается и утрамбовывается.

6. Из ламинированной фанеры (3000х1500х18 мм) строится опалубка;

7. Бетонная смесь заливается на пол и в приямок;

8. При устройстве гидроизоляции рекомендуется использование битумных модифицированных мастик или гидростеклоизола;

Читайте также:  Ремонт головки блока цилиндров Нива Ремонт

9. Выполняется монтаж стальной сетки для подготовки под заливку основного слоя бетона;

10. В приямок устанавливается емкость из металла со специальным устройством для контроля притока подземной воды;

11. Производится заливка бетона и утепление стен;

12. После завершения работ по монтажу опалубки, пол в гараже засыпается песком и утрамбовывается;

13. Работы по гидроизоляции и усилению поверхности пола в гаражном помещении;

14. Заливается стяжка;

15. По углам помещения монтируется стальной опорный уголок;

Завершение строительства

При профессиональном подходе выполнение всех перечисленных работ занимает примерно 1-2 дня. На завершающем этапе необходимо закрыть подготовленную яму в гараже из кирпича деревянным настилом с опорой на металлические уголки. Доску лучше взять потолще (50мм), такой настил прослужит долго и сможет выдержать значительные нагрузки.

В заключении стоит отметить, что строительство смотровой ямы дело хлопотное, но оправданное. Имея личную смотровую яму, можно значительно сэкономить на поездках в специализированные сервисные центры. Главным условием получения надежной конструкции, остается соблюдение правил выполнения гидроизоляционных работ и правильный выбор размеров.

При высоком уровне грунтовых вод (более 2,5 м), строительство ямы лучше не выполнять, так как в ней неизбежно будет присутствовать высокая влажность, которая будет пагубно сказываться на автомобиле, способствуя образованию коррозии на металлических элементах. В такой ситуации, уместно только строительство лежачего варианта смотровой конструкции.

Разрабатываем смотровую яму в гараж

Правильно сконструированная смотровая яма в гараже является незаменимым помощником для автолюбителей. Она позволяет проводить регламентное обслуживание, диагностику и ремонт ходовой части и днища автомобиля без привлечения специалистов, благодаря чему можно сэкономить существенную сумму.

Смотровая канава относится к потенциально опасным сооружениям, потому что при недостаточной прочности и надежности ее стены в процессе ремонта автомобиля могут обвалиться, приведя к травмированию автомеханика. Поэтому к строительству смотровой ямы нужно подходить ответственно, рассчитав размеры и составив план будущей конструкции, а также подготовив все необходимые инструменты и материалы, которые могут понадобиться для успешного выполнения предстоящих работ.

Преимущества и недостатки смотровых ям

Некоторые автолюбители самостоятельно устраняют в автомобиле даже самые сложные поломки, оборудуя в гараже небольшую СТО. Другие же отдают предпочтение ремонтным бригадам, но и они не могут отрицать многих преимуществ смотровых канав:

  • возможность свободного доступа к днищу, ходовой части, коробке передач, глушителю и другим конструктивным элементам автомобиля для их технического обслуживания и ремонта;
  • ощутимая экономия денежных средств, которые тратятся на ремонт машины в условиях СТО;
  • при наличии требуемых знаний и навыков появляется возможность организовать свой бизнес по ремонту авто;
  • если имеется гараж с подвалом, то смотровая яма может стать не только ремонтной площадкой, но и входом в погреб.

Недостатком смотровых ям является то, что подобные конструкции занимают достаточно много места, однако при изготовлении многосекционного перекрытия (рис. 1) данный недостаток можно не принимать во внимание. Также следует знать, что сооружение смотровой ямы не всегда возможно. Так, залегание грунтовых вод на глубине менее 250 мм может привести к тому, что в канаве будет скапливаться вода, увеличивая сырость в гараже.

Это отрицательно скажется не только на состоянии автомобиля и всех инструментах, находящихся в здании, но и на вашем здоровье, так как плесень и грибок являются возбудителями многих серьезных заболеваний.

Размеры

Сегодня существуют определенные государственные нормы, описывающие габариты и оснащение смотровых ям для ремонта автомобилей. Однако в основном они регламентируют правила устройства систем освещения и вентиляции для крупных СТО. Для личного использования эти правила и нормы не так важны. Поэтому размеры ямы для ремонта автомобиля необходимо определять самостоятельно.

Конструктивно смотровые канавы подразделяются на:

  • классические, глубина которых составляет более 150 см;
  • лежачие — предполагают проведение ремонтных работ только в лежачем положении;
  • комплексные — погреб и смотровая яма в гараже являются единым целым.

Размеры смотровой ямы в гараже классического типа зависят от площади здания, ширины автомобиля и роста автослесаря. Ширина канавы выбирается с учетом размеров колесной пары машины. Для этого нужно измерить расстояние между внутренними срезами колес и отнять от полученного значения 40 см. Оптимальная ширина смотровой ямы составляет 75-80 см.

Длина траншеи равняется длине автомобиля плюс 80-100 см. Такой запас позволит свободно спускаться в яму и подниматься, когда сверху стоит машина. Глубина канавы зависит от роста мастера. Для удобного и безопасного передвижения по яме ее глубина должна быть равна росту человека плюс 10-20 см.

Оптимальные размеры ямы для ремонта автомобилей составляют:

  • длина — 180-220 см;
  • ширина — 80-100 см;
  • глубина — 170-210 см.

Канава роется с небольшими припусками, которые по ширине составляют около 50 см, а по высоте — 20-30 см. Они пойдут на армирование, бетонирование и финишную отделку стен и пола ямы.

Строительство смотровой ямы своими руками

Весь процесс строительства ямы для ремонта автомобиля условно можно разделить на несколько этапов:

  • разметка участка, рытье канавы;
  • монтаж гидроизоляции, заливка пола;
  • заливка стен, финишная отделка.
Читайте также:  Как сжать газлифт для кровати; Портал о стройке

Для успешного выполнения предстоящих работ необходимо приготовить следующие инструменты и материалы:

  • болгарку, электродрель, строительный уровень, рулетку;
  • лом, лопату, тачку для вывоза земли, трамбовку, монтажный нож;
  • цемент, песок, щебень, глину, гидроизоляционный материал, арматуру;
  • армирующую сетку, металлические уголки, деревянные доски или ОСП для опалубки.

Вернуться к оглавлению

Разметка участка и рытье канавы

Перед тем как выполнить разметку, следует выбрать материал для возведения стен. Если стены будут заливаться цементным раствором, то к ширине ямы нужно прибавить 20-25 см с каждой стороны (толщина бетона). Для кирпичной кладки достаточно увеличить ширину канавы на 25-30 см (рис. 2).

Рыть котлован можно вручную или с помощью землеройной техники. Здесь все зависит от ваших финансовых возможностей и свободного времени. Если гараж возведен на неустойчивой почве, то стенки ямы следует временно подпереть досками, что предотвратит осыпание земли.

Гидроизоляционные работы и заливка пола

После того как котлован вырыт, а пол и стены проверены с помощью уровня на горизонтальную и вертикальную ровность, можно переходить к устройству гидроизоляции. Сначала пол засыпается слоем гравия и песка толщиной около 10 см каждый и тщательно уплотняется ручной трамбовкой. Это позволяет создать дренажную систему, через которую из ямы будет отводиться влага.

Затем стены и пол канавы смазываются глиной, на которую укладывается слой гидроизоляционного материала. В качестве гидроизоляции можно использовать плотную полиэтиленовую пленку, полимерную мембрану или битум. Далее поверх рулонного материала укладывается армирующая металлическая сетка и осуществляется заливка пола цементно-песчаным раствором толщиной не менее 60 мм (рис. 3). После схватывания смеси можно переходить к стенам.

Заливка стен и финишная отделка

Заливка стен начинается с их армирования металлической сеткой и монтажа опалубки из досок или ОСП. Опалубку возводят ярусами по 25-50 см (рис. 4). Каждый ярус заливается бетоном. На самом верху залитого раствора вдоль длинных стен укладывают металлические уголки, которые будут возвышаться над ямой на 10-20 см. Данные элементы являются своеобразными ограничителями, не позволяющими колесам автомобиля случайно попасть в яму.

После схватывания бетона опалубка демонтируется. Чтобы смотровая яма выглядела привлекательно, стены и пол можно облицевать керамической плиткой или другим отделочным материалом.

Для удобства работы в канаве потребуется сделать освещение. Для этого в яму подводится электропитание, а на стены крепятся осветительные приборы. Смотровые ямы относятся к объектам с особыми условиями эксплуатации, в которых допустимое питающее напряжение составляет 36 В.

На последнем этапе работ из досок изготавливается многосекционная крышка, которой можно будет закрыть рабочее пространство ямы на время его ненадобности. Она позволит уберечь вас от падения в канаву и увеличить эффективное пространство гаража.

Смотровая яма в гараже из кирпича

Смотровая яма в гараже из кирпича возводится довольно просто и служит незаменимым помощником для владельцев автотранспорта при осмотре и ремонте машины.

Для тех, кто умеет и любит ремонтировать, устранять мелкие неисправности в машине самостоятельно, смотровая яма просто необходима.

Сегодня хорошо развита сеть автомастерских и центров по обслуживанию и ремонту автомобилей. Тем не менее, многие водители получают даже удовольствие от того, что могут сами найти и устранить неполадки в своем авто, это своего рода разрядка от основной трудовой деятельности.

Кроме того, это еще и моральное удовлетворение, что сами подготовили свой автомобиль к техосмотру плюс сэкономили определенную сумму своего бюджета. Зачастую такие умельцы помогают в ремонте и своим друзьям.

Смотровые ямы устраиваются также в гаражах для обслуживания крупной автомобильной техники – грузовых авто, автобусов и прочего автотранспорта. Предлагаю рассмотреть вопрос о том, как строится смотровая яма в гараже из кирпича для вашего легкового автомобиля.

Подготовительные работы

Вначале необходимо выяснить то, на какую отметку возможен подъем грунтовых вод. Не во всех населенных пунктах есть геологическая служба, где производят геологические изыскания грунтов (и определяют уровень грунтовых вод).

Здесь высокий уровень грунтовых вод

Это возможно определить и самому. Для этого сделайте шурф на глубину 2-2,5 м и проследите за уровнем подъема воды. Если прогноз неблагоприятный и вода залегает близко к отметке поверхности земли, то смотровую яму лучше не делать.

Если выбора нет и участок уже выделен, то выполняют дренаж подпочвенных вод (водоотвод), но мероприятие это затратное и сложное, связанное со строительством дренажного колодца за пределами гаража. Будем исходить из того, что прогноз благоприятный.

Определяем размеры ямы

Вам следует рассчитать на бумаге и составить эскиз или вычертить чертеж с нанесением всех размеров того, как будет расположена смотровая яма в гараже из кирпича с указанием ширины, высоты, ее длины.

Длину рассчитываем исходя из габаритов вашего автомобиля. Это в среднем 4-5 метра и для спуска в нее добавляем еще метр. При такой длине вам не нужно будет при ремонте постоянно передвигать автомобиль.
Ширина – основным лимитирующим размером здесь является расстояние между автомобильными колесами. Наиболее приемлемый размер – 75 – 80 см, который подходит для всех типов легковых автомобилей.

Читайте также:  Ошибка P0300 - Случайные множественные пропуски зажигания в цилиндрах

Глубина выбирается индивидуально под свой рост. Ваш рост плюс 15см вполне достаточно для вас, а если помощником будет ваш друг, выше вас по росту, то лучше сразу выполнить яму плюс 30см к своему росту. Себе можете смастерить деревянную подставку под ноги.

Яму можно строить двумя методами:

  • Параллельно с возведением ленточного фундамента и цоколя. В этом случае котлован может выкопать экскаватор.
  • После возведения коробки. В этом случае копать придется вручную.

Грунт от разработки будет использоваться на обратную засыпку пазух и подсыпку под полы, так как пол гаража по отметке должен быть выше, чем отметка дороги, куда выезжает автомобиль.

Технология устройства смотровой ямы из кирпича

Мы определились с размерами смотровой ямы в чистоте. Но при устройстве котлована следует учесть:

  • толщину будущих стен из кирпича (250мм — в один кирпич);
  • слой выравнивающей подготовки из песка, щебня, гравия толщиной 50-100мм;
  • толщину днища из бетона марки 150 – 200 равную 100мм.

Спуск в смотровую яму

Осуществляем отрывку котлована, зачищаем дно и приступаем к устройству днища. Спускаться в яму можете по приставной стремянке.

Делаем выравнивающую подготовку и приступаем к устройству горизонтальной гидроизоляции днища из рулонных материалов – изола, рубероида и прочих пленочных материалов.

При этом следует учесть, что края изолирующего материала надо вывести на 50см за границы днища, чтобы затем завернуть их и наклеить на наружную поверхность будущих кирпичных стен ямы.

Подошло время бетонирования днища. Производим его шириной равной ширине ямы 75 – 80см плюс толщина двух кирпичных стенок (50см) плюс запас на «туда – сюда» (5-10см). Итого ширина плиты получается 1,4м. Аналогично просчитайте длину плиты днища.

Армировать ли днище? Если вы применяете бетонную смесь М-150, 200, выдерживая толщину 80 – 100мм, то можно обойтись без арматуры. Бетон должен схватиться до первоначальной прочности, – в нашем случае отводим на это срок в 3-4 дня.

Начинаем кирпичную кладку, которую опираем на бетонную плиту. Кладку кладем под расшивку швов либо штукатурку. С наружной стороны стены ямы следует оштукатурить, чтобы можно было качественно выполнить вертикальную гидроизоляцию.

Штукатурку осуществляем параллельно с кладкой, то есть, выложив 4 – 5 рядов по высоте стенки, тут же оштукатуриваем ее снаружи.

Выполняем наружную обмазочную гидроизоляцию – горячим битумом, битумной мастикой, аналогичными материалами в два слоя. Гидроизоляция нужна, чтобы стенки ямы не «тянули» влагу из земли и не создавали сырость внутри нее.

Выполнив стенки ямы и их гидроизоляцию нужно произвести обратную засыпку пазух с послойным трамбованием грунта через 15 – 20см. Идеально, если это будет глина, так как уплотненная глина создает «глиняный замок», препятствующий проникновению воды через нее.

Устройство ниш

Очень удобно если смотровая яма в гараже из кирпича обустроена по длинной стороне нишами – для размещения электрического светильника, выключателя, розетки.

К этой нише следует подвести кабель с напряжением 36вольт, используемый в подвальных и сырых помещениях одетый в резиновый шланг либо в гофрированном (лучше стальном) варианте.

Другую нишу – для размещения инструментов необходимых при работе. Размещают ниши на высоте 0,9 – 1,2 м от уровня пола ямы.

Размеры ниш можно выдержать в мм:

  • по глубине 120
  • длина в пределах 500 – 750
  • высота 250-300

После укладки последнего верхнего ряда кирпичей на них устанавливается металлическая обрамляющая проем рамка из уголка № 45-50.

Для надежной фиксации рамки к внешней боковой ее стороне привариваются анкерные выпуски из арматуры диаметром 6-10мм через 25-30см, которые после бетонирования пола гаража входят в тело бетона.

Уголки свариваются таким образом, чтобы в рамку по короткой стороне можно было устанавливать доски толщиной 40-50мм, которыми перекрывают яму в тех случаях, когда ею не пользуются.

Доски можно сбить в щиты, но не слишком тяжелые. Их нужно антисептировать и покрасить, чтобы продлить срок эксплуатации. Металлические детали (рамки, лестницы и прочее) тоже необходимо окрасить.

Моя смотровая яма, выполненная в подвале гаража

Чтобы смотровая яма в гараже из кирпича была безопасной для заезда, устанавливают, так называемые, колесоотбойники, которые не позволяют случайно съехать колесам автомобиля в яму.

Это металлическое обрамление вокруг ямы из металлического профиля (трубы, швеллера, уголка), которое несколько возвышается над отметкой пола и представляет собой барьер, огораживающий проем смотровой ямы.

Смотровую яму рекомендуется держать закрытой ( кроме случаев ее использования), так как в ней образуется конденсат, который может способствовать коррозии днища и металлических узлов машины. Просушивайте яму в жаркую погоду, когда вы выезжаете из гаража.

Это, пожалуй, основные моменты, которые следует учесть при строительстве смотровой ямы. Еще раз подумайте и взвесьте целесообразность устройства ямы при строительстве своего гаража.

Ссылка на основную публикацию
Служба спасения Вытащим застрявшую машину из снега, грязи, песка
Достаем автомобиль из подо льда Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Точнее, спасение утонувшего автомобиля – дело рук автомобилистов....
Сколько стоит получить уникальные номера в США Наши в США
Дубликат квадратного автомобильного номера от 800 руб Американский стандарт для авто номеров РФ 1 шт — 1500 руб2 шт —...
Сколько стоит чистка форсунок в сервисе Daewoo Nexia club
Чистка форсунок, другой метод — Daewoo Nexia, л, года на DRIVE2 Интернет-журнал для автолюбителей Непосредственно промывка: Шприц вставляется в форсунку,...
Служебный режим Valet что это, как просто включить и отключить
Как отключить сигнализацию на машине полностью без брелка и с ним старлайн, томагавк, шерхан, аллига На большинстве современных авто установлена...
Adblock detector