Что такое автомобильный термостат устройство, принцип работы и неисправности

Устройство и работа термостата, как проверяется исправность

Многим водителям и людям, очень далеким от устройства двигателя внутреннего сгорания (ДВС), наверняка, знакома картина, ярко растиражированная кинорежиссерами, когда из-под капота автомобиля поднимаются густые клубы пара, а главный герой с задумчивым лицом всем своим видом изображает немую сцену — “приехали”. Виновником этого значимого события зачастую бывает незаметная, но очень важная деталь системы охлаждения – термостат.

Примерно так выглядят все автомобильные термостаты

Именно термостат должен автоматически перенаправлять потоки охлаждающей жидкости при разной температуре нагрева двигателя по так называемым контурам системы охлаждения: большому – через радиатор, и малому – минуя его. Если двигатель перегрелся, то термостат отправляет охлаждающую жидкость к радиатору по большому контуру. В радиаторе излишнее тепло отводится.

Если двигатель холодный, то термостат прогоняет охлаждающую жидкость по малому контуру, что позволяет двигателю быстрее нагреться. В холодное время года неправильно работающий термостат полностью парализует работу печки, и салон автомобиля обогреть невозможно. Термостат есть у большинства автомобильных двигателей, использующих жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, и его устройство принципиально ничем не отличается ни у русских, ни у европейских или японских автомобилей.

Принцип работы термостата

Основным узлом термостата является механический клапан: он приводится в действие довольно простым и точным механизмом. В герметичном корпусе находится термочувствительный искусственный воск, который при расплавлении увеличивается в объеме и сжимает резиновую камеру, выталкивающую металлический хромированный шток, который и приводит в действие клапаны. В этом и заключается принцип работы термостата.

Так работает термостат

При нарушении целостности данного механизма воск вытекает вследствие использования некачественного антифриза (тосола) или коррозии и увеличивается сила трения подвижного штока. Термостат начинает функционировать неправильно, постепенно и неумолимо превращая жизнь водителя в ад.

Устройство термостата

Термостат представляет собой клапан, иногда помещенный в корпус, регулирующий поток охлаждающей жидкости в двигателе вашего автомобиля. По конструктивным особенностям устройство термостатов бывает корпусным и бескорпусным.

Корпусный термостат с двумя выводами

1.Корпусный термостат

Как видно на рисунке, одним из видов термостатов является устройство, заключенное в корпус и, как правило, имеющее не менее двух выводов. Исключением являются устройства с корпусным устройством, которые образуют сложные 2-хуровневые контуры. Корпусы термостатов изготавливают из пластика, латуни или алюминия.

Два вывода, находящихся рядом, обычно называют «малым контуром». Он не дает охлаждающей жидкости поступать в радиатор, позволяя циркулировать внутри мотора и радиатора печки. Это делает возможным быстрый прогрев двигателя до нужной (рабочей) температуры – точки, при которой термостат открывается полностью. На автомобилях отечественного производства довольно часто встречается температура полного открытия термостата 80-85 градусов. Как правило, у корпусных термостатов ручная регулировка температуры открытия-закрытия невозможна, но в профессиональных автомастерских могут оказать такую услугу.

2.Бескорпусный термостат

А так выглядит бескорпусный термостат

Бескорпусный термостат устанавливается непосредственно в блоки двигателей, в специально предусмотренные для этого места. Этим он отличается от корпусного устройства. Цифровая маркировка, выбитая на термостате, означает температуру его полного открытия.

В последнее время для одной и той же марки авто выпускаются летние и зимние разновидности термостатов. В зимних вариантах открытие устройства происходит при более высоких температурах, позволяя мотору лучше прогреваться и работать в повышенном диапазоне температур. Смысл нововведения состоит в следующем: на старых авто печка и радиатор засорены, и более высокая температура двигателя в холодный период и более низкая – в летнее время позволят автомобилю «вписаться» в допустимые рамки теплоотдачи, а исправному автомобилю совершенно не нужна эта подмена с разными температурами.

Читайте также:  Ремонт моторчика печки, замена щеток на рено меган 2; Учимся как чинить все самому

Ещё кое-что полезное для Вас:

Как проверить

Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.

В горячей воде термостат должен открыться

Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.

Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы прибора подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.

Видео: Термостат- проверка и принцип работы.

Признаки неисправности прибора

Явными признаками неисправности термостата являются:

  • долгий прогрев двигателя до рабочей температуры, а также быстрый его перегрев;
  • стрелка температуры двигателя падает на скорости ниже обычного и подымается при остановке автомобиля;
  • нижний патрубок теплый при нескольких минутах прогрева двигателя: это означает, что термостат все время открыт;
  • термостат заклинил в закрытом положении, двигатель кипит, а нижний патрубок остается холодным даже при прогретом моторе

Замена термодатчика в стиральной машине

Термодатчик в конструкции стиральной машины отвечает за правильный нагрев воды по заданным параметрам и отключение нагревателя тогда, когда это необходимо. И если стиралка перестала греть воду или перегревает ее, то виновником этого может быть именно термочувствительный элемент.

Проверка и замена термодатчика в стиральной машине – тема нашей статьи. Вас ждут полезные советы, пошаговые инструкции и рекомендации.

Какие бывают датчики

В СМА может быть предусмотрен любой из трех возможных видов датчиков:

  • газонаполненный;
  • биметаллический;
  • термистор.

У каждого из указанных типов свой принцип работы и свои особенности проверки работоспособности и замены.

Газонаполненный датчик

В его конструкции предусмотрено две части. Первая – металлическая «таблетка» диаметром от 2 до 3 см и высотой до 3 см. Вторая часть элемента выполнена в виде медной трубки, которая подсоединена к внешнему регулятору на блоке управления СМ. Деталь находится во внутренней части бака, соприкасаясь непосредственно с водой – так измеряется ее температура. Внутри такого датчика циркулирует газ, известный всем как фреон (используется в холодильниках). При температурном воздействии газ сжимается и расширяется, размыкая и смыкая контакты, соединенные с ТЭНом.

Биметаллический датчик

Это деталь такой же формы, как и предыдущая, с разницей лишь в высоте – до 1 см. Внутри детали есть биметаллическая пластинка. Во время нагрева воды эта пластинка выгибается, замыкая контакты. В итоге вода прекращает греться, когда достигнута заданная температура.

Термистор

Такой термодатчик устанавливают во всех последних моделях машинок. Если вашей СМ не более 7 лет, с большой вероятностью в ней будет такой же элемент. Выглядит он как цилиндр небольших размеров диаметром до 1 см и длиной до 3 см. От предыдущих его отличает тип крепления – он устанавливается на самом нагревателе. Работает датчик не по механическому принципу, а за счет колебаний сопротивления во время нагрева воды.

Как проверить и заменить термодатчик

Перед тем, как проверить работоспособность чувствительного элемента, нужно слегка разобрать корпус машинки. Ваша задача – разобрать корпус и достать термостат из нагревателя: так вы облегчите себе проверку. В 4 машинах из 5 ТЭН и термистор находятся под баком, поэтому пообраться к нему не сложно. Перед тем, как снять датчик:

  1. Откройте заднюю панель стиральной машины, отвинтив 4 или 5 болтов по периметру крышки.
  2. Снимите проводку, соединяющую элемент с платой управления. Сфотографируйте или пометьте провода, чтобы потом собрать все, как было.
  3. Ослабьте крепление нагревателя – удерживающая гайка находится строго по центру.
Читайте также:  Фаркоп на УАЗ Патриот назначение, заводская и самодельная модель

Теперь извлекайте термостат. Достав датчик, его нужно проверить мультиметром и замерить сопротивление детали. Перед тем, как прозвонить элемент, настройте тестер: выберите режим измерения сопротивления. Далее:

  • Приставьте щупы к контактам. Стандартные показатели для 20-градусной температуры: 6000 Ом.
  • Нагрейте элемент в горячей воде. Вытащите его, снова приложите щупы и следите за изменениями на экране тестера. Если с датчиком все в порядке, то показатель при 50-градусной температуре снизится примерно до 1350 Ом.

Если нашли поломку, то деталь нужно заменить. Подберите датчик, подходящий для ТЭНа вашей модели машинки.

Важно! Термистор не подлежит ремонту. Не пытайтесь его разбирать и ремонтировать.

Достать газонаполненный элемент

Чтобы снять датчик с фреоном, нужно отвинтить не только заднюю крышку, но и переднюю панель с блоком управления. Так вы обеспечите себе доступ к внешней части термостата.

Теперь действуйте так:

  1. Сзади корпуса стиральной машины вы найдете проводку. Бережно стяните изоляцию и, используя тонкий шип, подцепите уплотнитель, охватывающий медную трубку, чтобы снять его.
  2. Теперь немного придавите место основания элемента, чтобы он легко сошел с паза. В баке предусмотрено специальное отверстие – через него достаньте деталь.
  3. Снимите провод, и можете заниматься проверкой.

Главная поломка датчиков этого типа – выход из строя трубки с фреоном. Начинается утечка, и элемент не справляется со своими функциями. Если вы обнаружили следы утечки, нужно менять комплектующие. Зайдите в ближайший ремонтный магазин или закажите через интернет термодатчик (с выключателем), установите вместо старого. Сборка машинки проходит по обратной схеме.

Заменить биметаллическую деталь

Как и газонаполненный, биметаллический датчик требует доступ к баку. Разобрав корпус машинки, отсоедините проводку термостата и, воспользовавшись тестером, проверьте сопротивление. Прогрев датчик, снова проследите за показателями. При отсутствии значительных колебаний нужна замена.

Важно! Биметаллические датчики выходят из строя по причине износа пластины. Но ремонту они не подлежат. Замену сделать легко – приобретите подходящий аналог и установите вместо старого.

Какие признаки указывают на поломку

Чтобы без разбора корпуса СМА понять, что сбои в ее работе связаны с термодатчиком, обратите внимание на следующие признаки:

  • При выборе любой программы с любым температурным режимом вода греется до максимально возможной температуры (кипятит).
  • При стирке корпус стиралки греется, а из открытого люка валит пар.

Медлить нельзя! Поломка датчика влечет за собой выход их строя нагревателя. Менять и ТЭН, и датчик дороже и сложнее.

Замена термостата любого типа вполне возможна своими руками и без вызова мастера. Главное – правильно снять деталь, найти качественный и оригинальный аналог и правильно подключить его.

Blog-Mycar.ru

Все о ремонте, тюнинге, устройстве, эксплуатации автомобиля, советы, автоновости, автофакты

  • Blog-Mycar.ru
  • Общее устройство автомобиля
  • Термостат: принцип работы, устройство, неисправности и проверка

Термостат: принцип работы, устройство, неисправности и проверка

  • Принцип работы термостата
  • Регулирование температуры двигателя
  • Устройство термостата
  • Проверка работы термостата
  • Неисправности

Принцип работы термостата кроется в небольшом цилиндре, внутри которого находится воск. Звучит необычно, но каждому автолюбителю, который занимается самостоятельным обслуживанием своей машины, необходимо знать особенности работы и основные неисправности. Ознакомившись с данным материалом, читатели получат ответы на все вопросы, касающиеся термостата.

Принцип работы термостата

Принцип работы термостата

Итак, термостат представляет собой регулятор температуры антифриза (охлаждающей жидкости) в системе охлаждения мотора. Некоторые автомобилисты по этой причине называет этот агрегат терморегулятором, что не является ошибкой. Его основные задачи:

  • Поддерживать необходимый для двигателя тепловой режим;
  • Ускорять прогрев силовой установки.

Работа у него достаточно сложная. При первом пуске двигателя показатели температуры антифриза и окружающей среды не отличаются. Чтобы сделать время прогрева мотора минимальным, агрегат направляет охлаждающую жидкость по малому кругу: через помпу, рубашку и радиатор салона. При этом терморегулятор закрывает поток антифриза к радиатору двигателя.

Через некоторое время температура силовой установки начинает расти, тогда термостат открывает клапан и запускает поток антифриза по большому кругу, который проходит через помпу, рубашку, радиатор салона и основной радиатор. На основе этих знаний можно прийти к выводу, что термостат автомобильный работает в двух положениях:

  1. В закрытом при малом круге.
  2. В открытом при большом круге.

Большой и малый контур системы охлаждения

Читайте также:  Батарейки типа ААА технические характеристики и состав

Регулирование температуры двигателя

Аналогичным образом термостат функционирует в обратном порядке: антифриз начинает циркулировать по малому кругу, если температура снижается – клапан в этот момент закрывается. Для примера можно взять автомобильный режим «start-stop», когда машина с горячим мотором выезжает из пробки на свободную трассу. Подходит для примера и включение отопителя салона.

Если температура антифриза составляет 80-95°C, то клапан терморегулятора остается в промежуточном состоянии, как результат – основной радиатора получает лишь часть антифриза. Чем больше поднимается клапан, тем выше количество поступающей охлаждающей жидкости в область основного радиатора. При помощи клапана и происходит регулировка температурного режима, за счет которой значительно снижается токсичность выхлопных газов, выполняется полное сгорание топлива.

Устройство термостата

С тем, как работает термостат мы разобрались. Теперь стоит рассмотреть его устройство. Современный термостат для автомобилей изготовлен из меди и латуни. Все процессы в агрегате выполняются при помощи небольшого цилиндра – термоэлемента. Внутри этого цилиндра есть твердое вещество, в котором находится смесь алюминия, графита, гранулированного воска и различных порошков меди.

При 82°С твердое вещество начинает плавиться, а если быть точнее – то плавится в основном гранулированный воск. При разработке агрегата воск был выбран из-за моментального расширения под действием тепла. После перехода в жидкое состояние под действием высоких температур он может точно также быстро застыть при понижении градусов.

Термоэлемент (цилиндр) соединен с клапаном при помощи штыря. При повышении температуры воск внутри твердого вещества расширяется и поднимает клапан за счет штыря. Принцип работы терморегулятора мы уже знаем – большой круг начинает функционировать при открытом клапане термостата. Когда водитель глушит мотор, он остывает, а воск снова переходит в твердое состояние.

Проверка работы термостата

В «домашних» условиях мы можем узнать, функционирует ли его клапан, датчик, в порядке ли само железо термостата. При этом снимать устройство с двигателя не обязательно. Наша задача заключается в поиске неисправностей и в проверке клапана: реагирует ли он на повышение температуры, в каком положении находится, открыт или закрыт. Зная, что такое термостат в машине, автомобилист сможет самостоятельно определить возможную неисправность.

Перед тем, как проверить термостат, нам нужно отыскать его под капотом и потрогать патрубки, которые отходят от устройства. Проходит работа по следующей схеме:

  1. Заводим мотор и ждем около 3 минут.
  2. Теперь трогаем шланг термостата, который идет к основному радиатору охлаждения.
  3. Этого времени не должно хватить для открытия клапана термостата. То есть если клапан холодный, то заслонка находится в закрытом положении. Если клапан нагревается, значит нарушена нормальная работа датчика – неисправность удалить можно заменой.
  4. Проверив закрытую заслонку, переходим к открытию. Для этого ждем уже 5 минут и снова трогаем шланг, идущий к радиатору. При нормальной работе он станет горячим, значит термостат направил охлаждающую жидкость по большому кругу – устройство работает.

Как проверить работу термостата под капотом мы уже знаем. Но существует ещё один метод проверки, который можно провести в домашних условиях. Для этого необходимо полностью отсоединить устройство и поместить в кастрюлю (подойдет и другая емкость) с водой. Теперь включаем газ и ждем полного кипения. Изначально клапан должен быть закрыт, но после кипения он откроется. Этот метод не только покажет, функционирует ли агрегат или нет, но и наглядно продемонстрирует принцип работы терморегулятора.

Неисправности

Если клапан термостата заклинило в открытом положении, то мотор очень долго будет прогреваться до рабочей температуры. В холодное время года нужный температурный режим и вовсе не будет достигнут. Если все элементы системы охлаждения находятся в исправном состоянии, то прогрев мотора проходит за 5-10 минут.

Также термостат может «зависнуть» в закрытом положении. Такая неисправность входит в причины перегрева двигателя. При закрытом клапане перегрев будет в любом режиме эксплуатации и даже в мороз. Что касается неполного открытия, то здесь может быть два варианта: мотор не наберет необходимую температуру или перегреется.

Ссылка на основную публикацию
Что такое 2 din и 1 din Студия автозвука Электросила, Киев
Рейтинг лучших магнитол 2 DIN в машину производители, какую выбрать, рейтинг топ-7 Практически все современные модели автомобилей опционально комплектуются разнообразными...
Что надо знать про двигатель ВАЗ 21214 перед покупкой НивыСлабый мотор
Двигатель ваз 21214 инжектор В настоящее время на автомобили ваз 21214 устанавливается четырехцилиндровый 8-клапанный бензиновый двигатель, в котором применяется инжекторная...
Что надо знать про мотор ИЖ-П5 мотоцикла ИЖ Планета 5Слабый мотор
ИЖ Планета-5 - САМОДЕЛКИН ДРУГ Советский мотоцикл ИЖ Планета-5 технические характеристики и описание, а так же фото Год выпуска: 1989...
Что такое AUX в автомагнитоле (АУКС) как подключить, включить, сделать вход если его нет, блютуз ада
Разъём «джек» (TRS, TRRS) Разъём TRS (phone connector) по кличке «джек» разработан для передачи аналогового звука и чаще всего применяется...
Adblock detector